При увеличении числа оборотов двигателя автомобиля увеличивается число оборотов масляных насосов, а следовательно, и их производительность, что позволяет увеличить скорость подъема и число оборотов инструмента. Насос 6 (см. рис. 4) служит для медленного подъема и подачи инструмента на забои, а также для подъема-спуска мачты. От насоса 6 масло через обратные клапаны 9 (1) и 9 (2) поступает в распределитель 11 (2), который нормально должен быть включен в положение «б» (подъем), и попадает в нижнюю поршневую полость цилиндра 14. Подъем инструмента с помощью насоса 6 происходит только при закрытом вентиле 8(1) (регулятор подачи).
Чтобы остановить подъем и оставить инструмент в любом поднятом положении, достаточно вентиль 8(1) полностью открыть и масло от насоса направить на слив.
Спуск инструмента под собственным весом можно осуществить с помощью распределителя 11(2), установив его в нейтральное положение «а».
Для создания нагрузки на забой необходимо распределитель 11(2) переключить в положение «в» (вниз), т.е. масло от насоса направить в верхнюю штоковую полость цилиндра 14. Нагрузка на забой регулируется вентилем 8(1).
Кроме функций распределителя жидкости, распределитель 11(2) выполняет функции дросселя. Установив рукоятку распределителя в положение, промежуточное между положениями «подъем» и нейтральным, можно регулировать как скорость подъема вращателя, так и скорость опускания его под собственным весом.
Для предохранения системы от перегрузки в нагнетательной линии от насоса 6 установлен клапан предохранительный 7.
Для подъема или спуска мачты необходимо включить распределитель 11(2) в положение «в» (вниз); открыть вентиль 8(1) и включить распределитель 13 в положение «в» (подъем) или «б» (спуск).
Насос 2(2) служит для подъема инструмента.
Масло от насоса 2(2) через фильтр 3(2) и обратный клапан 4 поступает в распределитель 11(2).
От перегрузок насос 2(2) защищен предохранительно-разгрузочным клапаном 5(2), который имеет дистанционное управление вентилем 8(3) (регулятор скорости подъема).
Управление подъемом и спуском врашателя при работе насоса 2(2) аналогично управлению при работе насоса 6.
Для остановки вращателя
в любом приподнятом положении достаточно открыть вентиль 8(3), и масло от насоса
2(2), через клапан 5(2) без давления пойдет на слив.
Распределитель 11(3)
обеспечивает дифференциальную работу гидродомкрата подачи. При включении его в
положение «б» обеспечивается нормальная работа гидродомкрата подачи, а при
включении в положение «в» — дифференциальная, то есть поршневая и штоковая
полости гидродомкрата соединяются между собой и с подводом. Давление масла при
этом в обеих полостях одинаково, но за счет разности площадей поршневой и
штоковой полостей гидродомкрата шток выдвигается из цилиндра, а масло,
вытесненное из штоковой полости, перетекает в поршневую полость вместе с маслом,
поступающим от насоса, что обеспечивает быстрый подъем вращателя со скоростью, в
2,2 раза превышающей скорость при нормальной работе гидродомкрата.
Опускание вращателя под действием собственного веса при дифференциальной работе гидродомкрата происходит также с большей скоростью, чем при нормальной его работе. Подача инструмента на забой, а также работа опорных домкратов могут быть обеспечены только при нормальной работе гидродомкрата, то есть при включении распределителя 11(3) в положение «б».
От насоса 2(1) поток масла через фильтр 3(1) поступает в распределитель 11(1) с ручным управлением, при включении которого в положении «б» или «в» масло подается к гидромотору вращателя и обеспечивает правое или левое вращение шпинделя вращателя.
При включении распределителя 11(1) в положение «а» (нейтральное) масло через него направляется в сливную магистраль и поступает в масляный бак.
От перегрузок насос 2(1) защищен предохранительно-разгрузочным клапаном 5(1), который имеет дистанционное управление вентилем 8(2) (регулятор частоты вращения), что при необходимости позволяет плавно включать вращение и регулировать число оборотов шпинделя вращателя.
Для разгрузки шасси автомобиля от усилий, возникающих во время бурения и при подъеме инструмента, а также для удобства в эксплуатации, буровая установка снабжена гидравлическими опорными домкратами 15(1) и 15(2). Верхние полости опорных домкратов соединены с нижней полостью гидроцилиндра 14 трубопроводами, в которые врезаны вентили 8(4) и 8(5). Нижние полости опорных домкратов соединены между собой и с верхней полостью гидроцилиндра. Созданием давления в нижней (поршневой) полости гидроцилиндра 14 при открытых вентилях 8(4) и 8(5) обеспечивается выдвижение опорных домкратов на необходимую величину, после чего вентили должны быть закрыты. Наличие раздельного управления опорными домкратами позволяет производить корректировку вертикального положения мачты.
Для снятия установки с опорных домкратов необходимо открыть оба вентиля и создать давление в верхней (штоковой) полости гидроцилиндра 14.
На буровой установке предусмотрен аварийный ручной насос 10, применяемый при выходе из строя двигателя автомобиля. В этом случае вручную отвинчивают трубы от шпинделя вращателя, поднимают насосом 10 вращатель, опускают мачту — и установку можно транспортировать буксиром. Управление при работе насоса 10 осуществляется так же, как и при работе насоса 6.
Для создания оптимального режима бурения по давлению на забой и крутящему моменту, а также для поддержания постоянного режима в процессе бурения в нагревательных линиях установлены манометры 12(1) и 12(2).
Для очистки масла от механических примесей в нагнетательных линиях насосов 2( 1) и 2(2) установлены фильтры 3(1) и 3(2) с тонкостью фильтрации 25 микрон.
Рис. 4. Гидравлическая схема
Таблица 2 (к рис. 4)
Операция | Управление | |
Распределитель, регулятор |
Насос | |
1. Вращение правое |
11(1 )-б; 8(2) - закрыт 11(1)-в; 8(г) - закрыт 11(1)-а; 8(2) - открыт 11(2)-в; 11(3)-б; 8(1) - регулировать 11(2)-б; 11(3)-б; 8( 1) - закрыт 1(12)-б; 11(3)-б; 8(3) -закрыт 11(2)-б; 11(3 )-в 8(3) -закрыт 11(2)-а: 11(3)-б 11(2)-а; 11(3)-а. 11(2)-б; 11(3)-б или 11(3)-в; 8(1) и 8(3) - открыты 11(2)-в; 11(3)-б; 11(2)-в; 11(3)-б; 8(1)-открыт; 13-б 11(2)-б; 11(3)-б; 8(1) -закрыт; 13-б 11(2)-в; 11-(3)-б; 8(1)-закрыт;13-б 11(2)-б; 11(3)-б; 8(1)-закрыт; 8(4) и 8(5)-открыты 11(2)-в; 11(3)-б; 8(1)-закрыт; 8(4) и 8(5)-открыты |
2(1) 6 6
|
Поз. обозначен. | Наименование | Количество | Примечание |
1 | Маслобак | 1 | V=350 л |
2(1)2(3) | Мотор-насос МН250/100МТУ 2-053-1310 — 77 | 3 | Р=9,8 ּ 106 МПа (100кгс/см2) Q=2,67-103 м3/с (160 л/мин) |
3(1), 3(2) | Фильтр ЗФГМ32-25К | 2 | Р=19,6-106Па (200кгс/см2) |
4 | Клапан обратный Г51-35 | 1 | Р=19,6 ּ 106 Па (200кгс/см2;) Q=2,33 ּ 103 м3/с (140 л/мин) |
5(1), 5(2) | Клапан 32-100-1-11 ГОСТ 21148-75 | 2 | Р=9,8 ּ 106Па (100 кгс/см2) (Q=4,17-103)м3/с (250 л/мин) |
6 | Насос шестеренный НШ-10ЕЛ | 1 | Р=9,8 ּ 106Па (100кгс/см2) |
7 | Клапан 10-100-1-11 ГОСТ 21148 — 75 | 1 | Р=9,8 ּ 106Па (100кгс/см2) (Q=0,67 ּ 103) м3/с (40 л/мин) |
8(1) 8(5) | Вентиль игольчатый (ВИ-6) 15сб 54 бк2 | 5 | Р=15,6 ּ 16Па (160 кгс/см2) |
9(1) 9(2) | Клапан обратный Г 51-31 | 2 | Р=19,6 ּ 106Па (200кгс/см2) Q=0,13 ּ 103м3/с (8)л/мин |
10 | Насос ручной ГН-60 | 1 | Р=5,9 ּ 106Па (60 кгс/см2) |
11(1) 11(3) | Распределитель Рн203-ФМ14 | 3 | Р=31,5 ּ 106Па (320 кгс/см') Q=0,67 ּ 103м3/с (160 л/мин) |
12(1) 12(2) | Манометр МН-3 100Х250 | 3 | Р=24,5 ּ 106Па (250 кгс/см2) |
13 | Гидрораспределитель Г103В.64 | 1 | Р=19,6 ּ 106Па (200 кгс/см2) Q=0,67 ּ 103м3/с(40 л/мин) |
14 | Гидроцилиндр механизма подачи | 1 | D=120мм; d=80 м Ход<=2600мм |
15(1) 15(2) | Домкрат опорный | 2 | D=100мм; d=80м |
16 | Гидроцилиндр подъема мачты | 1 | D=120мм; d=80м |
17(1), 17(2) | Демпфер | 2 | |
18(1), 18(2) | Демпфер | 2 |